В 2011-2012 учебном году НОУ "Образовательный центр "Развитие" переходит на новую структуру учебного года по триместрам.
1 триместр (1 часть) – 1 сентября – 7 октября (27 дней)
Каникулы – 8 октября – 16 октября
1 триместр (2 часть) – 17 октября – 18 ноября (24 дня)
Каникулы – 19 ноября – 27 ноября
2 триместр (1 часть) – 28 ноября – 30 декабря (25 дней)
Каникулы – 31 декабря – 8 января
2 триместр (2 часть) – 9 января – 10 февраля (25 дней)
Каникулы – 11 февраля – 19 февраля
3 триместр (1 часть) – 20 февраля – 30 марта (30 дней)
Каникулы – 31 марта – 8 апреля
3 триместр (2 часть) – 9 апреля – 31 мая (37 дней)
Дополнительные каникулы для 1-х классов – 23 января – 29 января
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" школы имеют возможность выбирать образовательные программы, режимы и технологии обучения. Отказ от единообразия в организации учебного процесса коснулся также возможности пересматривать периоды чередования учебного и каникулярного времени в течение учебного года.
Единый для всех школ регламент продолжительности учебного года и каникул установлен Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Там же указано, что время, отведенное на каникулы в течение учебного года, должно составлять не менее 30 календарных дней. Для первоклассников, как правило, в феврале – в середине самой длинной учебной четверти, устанавливаются дополнительные каникулы недельной продолжительности.
Еще недавно осенние, зимние и весенние каникулы проводились во всех школах в одно и то же время. Теперь все чаще встречается иное сочетание учебного и каникулярного времени, например: на протяжении всего учебного года 5–6 недель учебных занятий сменяются неделей отдыха. В этом случае учебное и каникулярное время чередуется более равномерно.
Существенное значение в профилактике утомления играет рациональное чередование учебы и отдыха в течение дня, недели и всего учебного года. В России большинство школ уже не одно десятилетие работает по единому традиционному графику, в котором учебные четверти разной продолжительности сменяются осенними, зимними и весенними каникулами.
Гигиенические исследования традиционной структуры учебного года
В настоящее время появился целый ряд убедительных аргументов в пользу того, что существующая структура учебного года не соответствует психофизиологическим особенностям детей и подростков. Особенно верны эти доводы в отношении самой продолжительной третьей четверти. В лексиконе школьных психологов даже появился новый термин – "синдром третьей четверти", который подразумевает ярко выраженную усталость учеников, жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, сниженное внимание.
К этому следует добавить, что на большей территории России третья школьная четверть (с середины января до конца марта) приходится на период наиболее холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия.
Установлено, что работоспособность учащихся быстро снижается после пяти недель учебных занятий, а непрерывное обучение в течение периода, превышающего восемь недель, приводит к тому, что младшие школьники прекращают набирать вес или даже начинают его терять. Третья четверть – время освоения основного, наиболее трудного учебного материала. Продолжительные и интенсивные учебные нагрузки на фоне традиционно низкой двигательной активности усиливают неблагоприятные сезонные воздействия на сердечнососудистую систему школьников и способствуют увеличению вегетативно-сосудистых расстройств со склонностью к гипертоническим реакциям.
Возможность внесения корректив в структуру учебного года определена Типовым положением об общеобразовательном учреждении, согласно которому годовой календарный график разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно.
Новая структура учебного года
Многие школы в Москве и других городах России уже перешли на новую структуру учебного года. В отличие от существующей она предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5–6 недель учебы сменяются неделей каникул, а оценки выставляются по триместрам. При этом протяженность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летнего отдыха остаются неизменными.
Врачи-гигиенисты установили существенное преимущество этого варианта по сравнению с традиционным режимом работы школы. Он препятствует переутомлению школьников, избавляет от длительного напряжения в третьей учебной четверти. Подобный график каникул можно встретить во многих европейских странах.
Научное исследование организации работы школы по триместрам
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства педагогические инновации, связанные с изменением режима, программ и технологий обучения, должны иметь заключение об их соответствии возрастным и функциональным особенностям обучающихся. Такое положение содержит и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756‑р. Концепция декларирует приоритет сохранения здоровья учащихся в процессе обучения и актуализирует поиск соответствующих организационных решений.
В этой связи было проведено исследование, цель которого заключалась в оценке здоровьесберегающего потенциала новой структуры учебного года. Для сравнительного физиолого-гигиенического эксперимента были отобраны 224 ребенка – учащиеся вторых-третьих классов московских школ. Комплексное исследование включало изучение умственной работоспособности, функционального состояния организма, адаптационных возможностей, заболеваемости, учебной успеваемости и психоэмоционального статуса школьников в начале, середине и конце учебного года. В экспериментальную группу вошли учащиеся начальных классов школы с новой структурой учебного года, а в контрольную – их сверстники из школы с традиционной структурой.
Сравнительный анализ изучения умственной работоспособности учащихся, о которой судили по выполнению корректурных заданий, показал, что наиболее благоприятная динамика отмечается при обучении в условиях новой структуры учебного года.
Так, показатели скорости и точности выполнения корректурной пробы у учащихся вторых классов экспериментальной группы постепенно улучшаются от начала к концу учебного года, что свидетельствует о возрастании функциональных возможностей детей по мере их взросления на протяжении годового цикла обучения. В контрольной группе аналогичная динамика прослеживается только до середины учебного года. Скорость корректурной работы в этой группе в конце учебного года остается на прежнем уровне, а ее точность даже ухудшается. Существенные различия в реакции учащихся сравниваемых групп на учебную нагрузку выражаются числом неблагоприятных сдвигов в их работоспособности.
Здоровьесберегающий потенциал новой структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:
снижением заболеваемости учащихся;
меньшей нагрузкой на сердечнососудистую систему;
сохранением у них более высоких адаптационных возможностей в конце учебного года;
меньшей частотой случаев невротизации повышенной и высокой степени;
более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся;
повышением учебной успеваемости.
В начале учебного года суммарная частота случаев сильного и выраженного утомления учащихся в конце учебного дня, в т. ч. наиболее неблагоприятных, отражающих выраженное утомление, в экспериментальной и контрольной группах практически одинакова.
В середине учебного года, которая в контрольной группе приходится на самую продолжительную третью четверть, количество неблагоприятных сдвигов в работоспособности учеников контрольных групп увеличивается. У учащихся в школе с равномерным чередованием учебы и каникул значения интегрального показателя умственной работоспособности на протяжении учебного года превышают пороговое. Это свидетельствует о том, что учебная нагрузка не сопровождается ухудшением работоспособности учащихся.
В школе с традиционным распределением каникул работоспособность учащихся снижается, причем особенно резко – в середине годового периода обучения, что в сочетании с увеличением частоты случаев сильного и выраженного утомления отражает резкое ухудшение умственной работоспособности детей.
Сопоставление функциональных показателей третьеклассников в начале учебного года показало, что для учащихся контрольной группы характерны более высокие, нежели в экспериментальной группе, показатели работоспособности и меньшая распространенность случаев сильного и выраженного утомления в конце учебного дня. Однако в конце учебного года ситуация изменилась: у школьников, обучающихся согласно новому календарю каникул, показатели умственной работоспособности не отличались от аналогичных в контрольной группе. При этом в экспериментальной группе отлично и хорошо выполненных работ оказалось в 5 раз больше; значение показателя работоспособности в 6 раз выше; число случаев сильного и выраженного утомления существенно меньше.
Изучение других показателей функционального состояния подтвердило высокую "физиологическую цену" обучения учащихся в школах с традиционным календарем каникул. В частности, об этом свидетельствует динамика неблагоприятной реакции сердечнососудистой системы учащихся вторых – третьих классов на учебную нагрузку в течение года. В экспериментальной группе суммарное число проявлений неблагоприятной реакции со стороны сердечнососудистой системы в течение года практически не меняется, в то время как в контрольной группе этот показатель увеличивается от начала к концу учебного года более чем в 1,6 раза по сравнению с исходными значениями.
Новый график каникул способствует сохранению адаптационных возможностей детей, оценка которых показала, что в группе традиционно обучавшихся число учеников с удовлетворительной адаптацией к концу года снижается, а у учащихся экспериментальной группы не изменяется на протяжении учебного года. В середине учебного года у учащихся контрольной группы отмечен высокий уровень невротизации. В экспериментальной группе значения данного показателя практически не меняются на протяжении учебного года.
Организация обучения по триместрам способствует сохранению устойчивого психозмоционального статуса, снижению заболеваемости и повышению учебной успеваемости детей. Так, в конце учебного года в контрольной группе количество детей с дискомфортным эмоциональным состоянием достоверно больше, чем в экспериментальной, а детей с устойчивым эмоциональным состоянием, соответственно, меньше.
Анализ успеваемости показывает, что при регулярном чередовании учебы и каникул учащимся удается сохранять достоверно более высокий балл на протяжении всего учебного года. Данные школьных медицинских карт (форма № 026у) выявили среди учащихся контрольной группы несколько больше детей с хронической патологией. Однако изучение частоты острой заболеваемости показало, что учащихся экспериментальной группы отличает более высокий уровень резистентности (устойчивости, невосприимчивости к болезням) организма: у второклассников контрольной группы уровень острой заболеваемости повышается от начала к середине учебного года в 1,5 раза, в то время как в экспериментальной он меняется незначительно.
Анализ совокупных данных о динамике работоспособности, функционального состояния и состояния здоровья учащихся на протяжении года позволяет расценивать обучение в условиях равномерного чередования учебы и каникул как здоровьесберегающее.
Таким образом, новая структура учебного года обеспечивает более благоприятную динамику работоспособности учащихся младших классов даже при использовании интенсифицирующих педагогических технологий в сравнении с традиционно организованным обучением. |